Скачать:
Дата публикации
09.12.2019

ОБОБЩЕННАЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 11 месяцев 2019 ГОДА

В соответствии с Положением о Главном управлении, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 11.04.2016 № 270/9,
Главное управление является уполномоченным органом исполнительной власти
на территории Московской области, является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим на территории Московской области региональный государственный строительный надзор

Целями обобщения и анализа правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности, осуществляемой на территории Московской области Главным управлением, являются:

- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Главного управления путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;

- снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;

- совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных надзорных функций.

При реализации функций по осуществлению регионального государственного строительного надзора Главное управление руководствуется в своей деятельности:

- Градостроительным кодексом Российской Федерации;

- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

- постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54
«О государственном строительном надзоре в Российской Федерации»;

- постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;

- постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»;

- Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

- Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент
о безопасности зданий и сооружений»;

- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

- Положением о Главном управлении, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 11.04.2016 № 270/9;

- приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128 «Об утверждении
и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения»;

- приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1129 «Об утверждении
и введении в действие Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм
и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации»;

- приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1130 «Об утверждении и введении
в действие Порядка формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора»;

- приказом Ростехнадзора от 12.01.2007 № 7 «Об утверждении и введении
в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства».

- постановлением Правительства Московской области от 25.12.2018 №1006/46 «Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Московской области»

- постановлением Правительства Московской области от 30.11.2018 № 878/41 "Об утверждении Порядка установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности"

- распоряжением Главгосстройнадзора Московской области от 08.10.2018 № 61 "Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора на территории Московской области"

- распоряжением Главного управления государственного строительного надзора Московской области от 05.09.2018 № 56 "Об утверждении перечня должностных лиц Главного управления государственного строительного надзора Московской области, уполномоченных составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Законом Московской области от 04.05.2016 № 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях"

- постановление Правительства РФ от 22.04.2019 № 480 «О критериях, определяющих степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 г.»

В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации при осуществлении государственного строительного надзора проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок.

Организация проверок в рамках программы проведения проверок

Извещение о начале строительства (реконструкции) и прилагаемые к нему в обязательном порядке документы, установленные ГрК Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются основанием для разработки должностным лицом Главгосстройнадзора Московской области программы проведения проверок в течение 7 (семи) рабочих дней с даты приема такого извещения и прилагаемых к нему документов.

Перед разработкой программы проверок начальником (первым заместителем, заместителем начальника) Главгосстройнадзора Московской области осуществляется выбор должностного лица ОНЗС и издается приказ о назначении должностного лица, ответственного за осуществление государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства.

Проверка проводится на основании распоряжения Главгосстройнадзора Московской области, составленного в соответствии с типовой формой распоряжения, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141.

В распоряжении Главгосстройнадзора Московской области о проведении проверки указываются:

1) наименование Главгосстройнадзора Московской области, а также вид государственного надзора;

2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций (если они привлекаются);

3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, физического лица, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (при проверке деятельности юридических лиц, вытекающей из деятельности филиалов и т.п., местонахождение их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями, место жительства физического лица;

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки;

6) подлежащие проверке обязательные требования, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов);

7) сроки проведения и перечень мероприятий по надзору, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

8) наименование Регламента исполнения государственной функции;

9) перечень документов, представление которых субъектом проверки необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

10) даты начала и окончания проведения проверки;

11) дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта капитального строительства, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия (при составлении акта проверки).

Копии распоряжения Главгосстройнадзора Московской области, заверенные печатью Главгосстройнадзора, о проведении проверки вручаются под подпись должностными лицами Главгосстройнадзора Московской области, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю субъекта надзора с предъявлением служебных удостоверений. По требованию субъекта проверки должностные лица Главгосстройнадзора Московской области обязаны представить информацию о Главгосстройнадзоре Московской области, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения ими своих полномочий (если они привлекаются).

По просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя субъекта проверки, должностные лица Главгосстройнадзора Московской области обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с настоящим Регламентом и порядком проведения мероприятий по надзору на объектах, используемых субъектами проверки при осуществлении деятельности.

Основанием для начала проведения проверки в рамках программы проверок является:

а) утвержденная программа проведения проверок;

б) издание распоряжения Главгосстройнадзора Московской области о проведении проверки.

Программа проведения проверок разрабатывается ответственным должностным лицом Главгосстройнадзора Московской области и утверждается начальником ОНЗС с учетом конструктивных и иных особенностей объекта капитального строительства и выполнения работ по его строительству, реконструкции, условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями проектной документации.

Оригинал программы проведения проверок остается в деле поднадзорного объекта. Сканированная копия программы проведения проверок направляется застройщику или техническому заказчику в течение 7 (семи) рабочих дней в электронной форме через РПГУ в личный кабинет.

В программе проведения проверок на основании данных, указанных в извещении о начале строительства, реконструкции, указываются следующие сведения:

1) сведения о субъекте надзора;

2) сведения об объекте надзора;

3) наименование работ, подлежащих проверке, определяемых в соответствии с проектом организации строительства объекта капитального строительства;

4) предмет каждой проверки;

5) примерные даты проведения каждой проверки, определяемые на основании данных проекта организации строительства и календарными сроками, указанными застройщиком или техническим заказчиком в извещении о начале строительства, реконструкции;

6) ориентировочные затраты времени должностных лиц Главгосстройнадзора Московской области на проведение каждой проверки;

7) документы, подлежащие представлению при проведении проверок, предусмотренных программой проведения проверок;

8) должностные лица или работники застройщика, технического заказчика либо лица, осуществляющего строительство, присутствие которых при проведении проверок, предусмотренных программой проведения проверок, является обязательным.

Программа проверок предусматривает:

1) 10 (десять) проверок по программе проверок на многоквартирные жилые дома;

2) 7 (семь) проверок по программе проверок на следующие объекты капитального строительства:

а) на объекты инженерной инфраструктуры (котельные, очистные сооружения, газораспределительные подстанции, трансформаторные подстанции, водозаборные узлы);

б) на административные, торгово-административные здания, объекты аграрно-промышленного комплекса, заводы, цеха, линии по производству;

в) на объекты социальной инфраструктуры (образовательные учреждения, объекты здравоохранения, культуры, искусства, науки, спортивные сооружения, культовые здания);

3) 5 (пять) проверок по программе проверок на линейные объекты.

Субъекты проверок уведомляются Главгосстройнадзором Московской области о проведении проверки по программе проверок не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения Главгосстройнадзора Московской области о проведении проверки по программе проверок заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, являющихся субъектами надзора, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, являющимися субъектами надзора, в Главгосстройнадзор Московской области, или путем личного вручения под роспись.

Уведомление о проведении проверки направляется по месту нахождения (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) или по месту жительства/пребывания (для физических лиц) субъекта надзора. В случае проверки деятельности юридического лица, вытекающей из деятельности филиала/представительства, уведомляется также руководитель филиала, представительства по месту нахождения филиала/представительства.

В случае, если между Главгосстройнадзором Московской области и субъектом надзора заключено Соглашение об информационном взаимодействии, уведомление о проведении проверки направляется субъекту надзора в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через РПГУ либо на электронную почту, определенную Соглашением об информационном взаимодействии.

Субъекты надзора считаются также уведомленными надлежащим образом, если:

1) адресат отказался от получения телеграммы-уведомления и этот отказ зафиксирован организацией почтовой связи;

2) несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением телеграммы-уведомления, направленной должностными лицами Главгосстройнадзора Московской области в установленном порядке;

3) телеграмма-уведомление не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем организация почтовой связи уведомила Главгосстройнадзор Московской области;

4) телеграмма-уведомление вручена уполномоченному лицу филиала или представительства юридического лица (в случае направления телеграммы по адресу филиала или представительства);

5) телеграмма-уведомление вручена представителю субъекта надзора;

6) телеграмма-уведомление вручена лично индивидуальному предпринимателю, его законному представителю или совершеннолетнему лицу, проживающему совместно с ним, под расписку на подлежащем возврату в Главгосстройнадзор Московской области уведомлении о вручении либо ином документе с указанием даты вручения (в случае направления телеграммы по месту регистрации индивидуального предпринимателя);

7) уведомление о проведении проверки и (или) составлении протокола об административном правонарушении направлено субъекту надзора в рамках Соглашения об информационном взаимодействии через РПГУ либо на электронную почту, определенную Соглашением об информационном взаимодействии.

При получении от застройщика или технического заказчика извещения об изменении сроков окончания работ или этапов работ ответственным должностным лицом Главгосстройнадзора Московской области в течение 7 (семи) рабочих дней с даты регистрации такого извещения вносятся изменения в программу проведения проверок с указанием оснований для внесения изменений.

Измененная программа проведения проверок направляется застройщику или техническому заказчику в электронной форме через РПГУ в личный кабинет застройщика или технического заказчика по истечении 7 (семи) рабочих дней с даты подачи извещения об изменении сроков окончания работ или этапов работ.

При проведении проверки членов СРО ответственное должностное лицо Главгосстройнадзора Московской области не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до даты проведения проверки обязано направить в СРО уведомление о проведении проверки по форме любым доступным способом связи (нарочно, телеграммой, заказным письмом, по электронной почте и т.д.) в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении проверки.

В случае выявления нарушений членами СРО обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, ответственное должностное лицо Главгосстройнадзора Московской области обязано в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня окончания проведения проверки направить в СРО любым доступным способом связи (нарочно, телеграммой, заказным письмом, по электронной почте и т.д.) уведомление о выявленных нарушениях.

Проверка по программе проверок проводится в виде выездной проверки.

Организация внеплановых проверок

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

1) истечение срока исполнения субъектами надзора ранее выданного предписания;

2) мотивированное представление должностного лица Главгосстройнадзора Московской области по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, по итогам рассмотрения или предварительной проверки поступивших в Главгосстройнадзор Московской области обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3) распоряжение начальника (либо первого заместителя, заместителя начальника) Главгосстройнадзора Московской области, изданное в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

О проведении внеплановой проверки издается распоряжение начальника (либо первого заместителя, заместителя начальника) Главгосстройнадзора Московской области о проведении внеплановой проверки в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141.

Внеплановая выездная проверка субъектов проверки проводится после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких субъектов проверки в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 294-ФЗ.

В день подписания распоряжения начальника (либо первого заместителя, заместителя начальника) Главгосстройнадзора Московской области о проведении внеплановой выездной проверки должностное лицо Управления надзора за строительством в целях согласования ее проведения с прокуратурой представляет либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности субъекта проверки заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К данному заявлению прилагаются копия распоряжения Главгосстройнадзора Московской области о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием для ее проведения.

Перед началом проверки, но не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до ее проведения должностное лицо Главгосстройнадзора Московской области уведомляет субъект надзора о проведении проверки посредством направления копии распоряжения начальника (либо его первого заместителя, заместителя) Главгосстройнадзора о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

В случаях, установленных Федеральным законом № 294-ФЗ, о проведении внеплановой проверки юридическое лицо и индивидуальный предприниматель уведомляется должностными лицами Главгосстройнадзора Московской области не менее чем за 24 (двадцать четыре) часа до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения начальника (либо первого заместителя, заместителя начальника) Главгосстройнадзора Московской области о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты субъекта проверки, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, являющимися субъектами надзора, в Главгосстройнадзор Московской области, или иным доступным способом.

В случае, если между Главгосстройнадзором Московской области и субъектом надзора заключено Соглашение об информационном взаимодействии, уведомление о проведении проверки направляется субъекту надзора в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через РПГУ либо на электронную почту, определенную Соглашением об информационном взаимодействии.

При проведении проверки членов СРО ответственное должностное лицо Главгосстройнадзора Московской области не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до даты проведения проверки обязано направить в СРО уведомление о проведении проверки любым доступным способом связи (нарочно, телеграммой, заказным письмом, по электронной почте и т.д.) в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении проверки.

В случае выявления нарушений членами СРО обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, ответственное должностное лицо Главгосстройнадзора Московской области обязано в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня окончания проведения проверки направить в СРО любым доступным способом связи (нарочно, телеграммой, заказным письмом, по электронной почте и т.д.) уведомление о выявленных нарушениях.

В случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения субъектами проверки предписания, предметом такой проверки является исполнение выданного органом государственного надзора предписания.

Внеплановая проверка проводится в виде документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.

Данные о внеплановых проверках размещаются в ФГИС «Единый реестр проверок» в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415.

В 2019 году должностными лицами Управления надзора за строительством проведено:

9099 проверок объектов капитального строительства;

Проведено 245 мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами на основании ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в целях выявления и пресечения нарушений обязательных требований, а также заблаговременного получения сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований.

Выдано 1966 предписаний об устранении нарушений обязательных требований.

Составлено 2197 протоколов об административных правонарушениях.

По результатам вышеуказанных проверок выявлено 5730 нарушений законодательства, из них 787 нарушений по обращениям граждан на портал «Добродел». По фактам выявленных нарушений оформлено 1966 предписаний об устранении нарушений, составлено 2197 протоколов об административных правонарушениях.

Ниже приводится статистика нарушений с учетом обращений граждан на портал «Добродел»:

1) Нарушения требований градостроительного законодательства, а именно: нарушения требований проектной документации в т.ч. в связи с передачей техническим заказчиком в производство работ проектной документации, не имеющей положительное заключение экспертизы проектной документации; неправильное и несвоевременное ведение исполнительной документации – всего 1723;

2) Нарушения при организации строительства в части устройства ограждений стройплощадок и организации освещения – всего 1103 (из них 397 по обращениям граждан);

3) Отсутствие при въезде на строительную площадку пункта мойки колес, информационных щитов со сведениями о лицах, осуществляющих строительство объекта – всего 631 (из них 122 по обращениям граждан);

4) Складирование строительных материалов, конструкций и изделий на строительной площадке осуществлялось в непредусмотренных стройгенпланом местах – всего 562 (из них 83 по обращениям граждан);

5) Ненадлежащее содержание прилегающих к объектам строительства территорий – всего 393 (из них 73 по обращениям граждан);

6) Ненадлежащее осуществление строительного контроля при осуществлении строительных работ со стороны технического заказчика и/или лица, осуществляющего строительство, всего – 422, в результате чего:

а) нарушалась технология производства работ - 313;

б) применялись некачественные строительные материалы - 109.

7) Нарушение правил прокладки временных электросетей – всего 292 (из них 27 по обращениям граждан);

8) Проезды и проходы на территории строительной площадки, а также проходы к рабочим местам загромождаются строительным мусором – всего 143 (из них 18 по обращениям граждан);

9) Нарушение техники безопасности при работе на высоте – всего 140 (из них 14 по обращениям граждан);

10) Нарушения в организации временных проходов и пешеходных галерей – всего 82 (из них 18 по обращениям граждан);

11) Отдельные блок-контейнеры, используемые в качестве бытовых помещений, располагались на территории строительной площадки в гораздо большом количестве вместо допустимых 10 штук, а также имело место допущение проживания людей в административно-бытовых помещениях на территории строительства - всего 31 (из них – 8 по обращениям граждан);

12) Нарушения в части пожарной безопасности во временных бытовых помещениях, а именно: применяются электросветильники без защитных колпаков; применяются электронагревательные приборы не заводского изготовления; электрические чайники и другие приборы не имеют подкладок из негорючих материалов; во временных бытовых помещениях отсутствует пожарная сигнализация и огнетушители; допускается сушка одежды на электронагревательных приборах; допускается разводка на скрутках временных электрических сетей в бытовых помещениях на скрутках – всего 208 (из них 27 по обращениям граждан).

В силу наделения в августе 2018 года органов государственного строительного надзора полномочиями по проверке объектов капитального строительства, не указанных в ч. 1 ст. 54 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, на предмет наличия разрешения на строительство, соответствия параметров объектов параметрам, указанным в разрешении на строительство, и соблюдения требований правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, увеличилось количество дел об административном правонарушении, возбужденных по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ в отношении застройщиков таких объектов. Число дел, возбужденных по данному нарушению за 11 месяцев 2019 года, составило 427.

В отношении объектов, на которые выдача разрешения на строительство не требуется в результате проверки на предмет соблюдения требований правил землепользования и застройки, документации по планировке территории
в соответствии с ч. 6.2 ст. 54 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в органы местного самоуправления направляются уведомления о выявлении самовольной постройки без составления протокола по ч.1 ст. 9.5 КоАП РФ.

За отчетный период общее количество направленных уведомлений
в отношении проверенных в соответствии с ч. 1.1 ст. 54 Градостроительного Кодекса Российской Федерации объектов капитального строительства составило 769.

Важно отметить, что Федеральным законом от 27.06.2019 № 151 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены значительные изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, такие как:

В соответствии с ч. 3.8 ст. 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации экспертиза проектной документации может не проводиться в отношении изменений, внесенных в проектную документацию получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, если такие изменения одновременно:

1) не затрагивают несущие строительные конструкции объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы;

2) не влекут за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования линейных объектов;

3) не приводят к нарушениям требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований государственной охраны объектов культурного наследия, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной безопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объекта;

4) соответствуют заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, а также результатам инженерных изысканий;

5) соответствуют установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений, принятом в отношении объекта капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в установленном порядке, стоимости строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, осуществляемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3.9 ст. 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации оценка соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации (в том числе изменений, не предусмотренных ч. 3.8 ст. 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации), требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий по решению застройщика или технического заказчика может осуществляться в форме экспертного сопровождения органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, которые подтверждают соответствие внесенных в проектную документацию изменений указанным в настоящей части требованиям.

В соответствии с ч. 3.10 ст. 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае внесения в ходе экспертного сопровождения изменений в проектную документацию, требующих проведения экспертизы проектной документации, орган исполнительной власти или организация, проводившие экспертизу проектной документации, по итогам внесения этих изменений в данную проектную документацию в целях получения застройщиком или техническим заказчиком указанного в п. 9 ч. 3 ст. 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации заключения выдает с учетом всех этих изменений заключение экспертизы проектной документации, сведения о котором подлежат включению в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства в соответствии с ч. 7.1 ст. 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации. При этом дополнительное направление проектной документации на проведение экспертизы проектной документации не требуется.

В соответствии с ч. 3.11 ст. 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации порядок предусмотренного ч. 3.9 и 3.10 ст. 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации экспертного сопровождения, выдачи заключения экспертизы проектной документации, а также порядок подтверждения в ходе экспертного сопровождения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 15 ст. 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация, а также изменения, внесенные в нее в соответствии с ч. 3.8 и 3.9 ст. 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, утверждаются застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. В случаях, предусмотренных ст. 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 15.2 и 15.3 ст. 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации .

В соответствии с ч. 15.2 ст. 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации застройщик или технический заказчик вправе утвердить изменения, внесенные в проектную документацию в соответствии с ч. 3.8 ст. 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, при наличии подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в ч. 3.8 ст. 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, предоставленного лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, утвержденного привлеченным этим лицом в соответствии с Градостроительным Кодексом Российской Федерации специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта.

В соответствии с ч. 15.3 ст. 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае утверждения застройщиком или техническим заказчиком изменений, внесенных в проектную документацию в соответствии с ч. 3.9 ст. 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, такие изменения утверждаются застройщиком или техническим заказчиком при наличии указанного в ч. 3.9 ст. 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и предоставленного органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу данной проектной документации, в ходе экспертного сопровождения подтверждения соответствия вносимых в данную проектную документацию изменений требованиям, указанным в ч. 3.9 ст. 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, и (или) положительного заключения экспертизы проектной документации, выданного в соответствии с ч. 3.11 ст. 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 15.4 ст. 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации внесение указанных в ч. 15.2 и 15.3 настоящей ст. 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации изменений в проектную документацию после получения заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации не допускается в случае, если при строительстве, реконструкции такого объекта капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с Градостроительным Кодексом Российской Федерации.

В связи с несоблюдением вышеуказанных требований, в административной практике Главного управления отмечаются нарушения, связанные с выполнением строительных работ на основании должным образом не утвержденной после внесения изменений проектной документации, либо на основании изменённой проектной документации, когда соблюдение ч. 3.8 ст. 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации при внесении изменений не подтверждено главным инженером проекта, либо изменения подтверждаются не должным лицом.

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разработан и размещен на сайте (http://minstroyrf.ru/docs/18761/) порядок подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, изменений требованиям, указанным в ч. 3.8 ст. 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.

В настоящий момент законодателю необходимо определить порядок осуществления экспертного сопровождения в соответствии с ч. 3.9 ст. 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.