Скачать:
Дата публикации
08.07.2020

ОБОБЩЕННАЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 6 месяцев 2020 ГОДА

В соответствии с Положением о Главном управлении государственного строительного надзора Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 11.04.2016 № 270/9, Главное управление государственного строительного надзора Московской области (далее – Главгосстройнадзор Московской области) является уполномоченным органом исполнительной власти на территории Московской области, является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим на территории Московской области региональный государственный строительный надзор.

Целями обобщения и анализа правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности, осуществляемой на территории Московской области Главгосстройнадзором Московской области, являются:

- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Главгосстройнадзора Московской области путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;

- снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований;

- совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных надзорных функций.

При реализации функций по осуществлению регионального государственного строительного надзора Главгосстройнадзор Московской области руководствуется в своей деятельности:

- Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ);

- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);

- Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

- Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент
о безопасности зданий и сооружений»;

- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон №294);

- постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54
«О государственном строительном надзоре в Российской Федерации»;

- постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;

- постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.2019 № 480 «О критериях, определяющих степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 г.»;

- постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей» (далее – Постановление № 438);

- постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» (далее – Постановление № 440);

- приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128 «Об утверждении
и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения»;

- приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1130 «Об утверждении и введении
в действие Порядка формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора»;

- приказом Ростехнадзора от 12.01.2007 № 7 «Об утверждении и введении
в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства»;

- приказом Ростехнадзора от 12.03.2020 № 107 «Об утверждении форм документов, необходимых для осуществления государственного строительного надзора»;

- постановлением Правительства Московской области от 25.12.2018 №1006/46 «Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Московской области»;

- постановлением Правительства Московской области от 30.11.2018 № 878/41 «Об утверждении Порядка установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности»;

- положением о Главном управлении государственного строительного надзора Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 11.04.2016 № 270/9;

- распоряжением Главгосстройнадзор Московской области от 05.09.2018 № 56 «Об утверждении перечня должностных лиц Главного управления государственного строительного надзора Московской области, уполномоченных составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, Законом Московской области от 04.05.2016 № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях»;

- распоряжением Главгосстройнадзора Московской области от 08.10.2018
№ 61 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора на территории Московской области»;

- распоряжением Главгосстройнадзора Московской области от 28.01.2020
№ 03 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора на территории Московской области».

В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 54 ГрК РФ при осуществлении государственного строительного надзора проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок.

Организация проверок в рамках программы проведения проверок

Извещение о начале строительства (реконструкции) и прилагаемые к нему в обязательном порядке документы, установленные ГрК РФ и нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются основанием для разработки должностным лицом Главгосстройнадзора Московской области программы проведения проверок в течение 7 (семи) рабочих дней с даты приема такого извещения и прилагаемых к нему документов.

Перед разработкой программы проверок начальником (первым заместителем, заместителем начальника) Главгосстройнадзора Московской области осуществляется выбор должностного лица ОНЗС и издается приказ о назначении должностного лица, ответственного за осуществление государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства.

Проверка проводится на основании распоряжения Главгосстройнадзора Московской области, составленного в соответствии с типовой формой распоряжения, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141.

В распоряжении Главгосстройнадзора Московской области о проведении проверки указываются:

1) наименование Главгосстройнадзора Московской области, а также вид государственного надзора;

2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций (если они привлекаются);

3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, физического лица, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (при проверке деятельности юридических лиц, вытекающей из деятельности филиалов и т.п., местонахождение их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями, место жительства физического лица;

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки;

6) подлежащие проверке обязательные требования, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов);

7) сроки проведения и перечень мероприятий по надзору, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

8) наименование Регламента исполнения государственной функции;

9) перечень документов, представление которых субъектом проверки необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

10) даты начала и окончания проведения проверки;

11) дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта капитального строительства, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия (при составлении акта проверки).

Копии распоряжения Главгосстройнадзора Московской области, заверенные печатью Главгосстройнадзора, о проведении проверки вручаются под подпись должностными лицами Главгосстройнадзора Московской области, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю субъекта надзора с предъявлением служебных удостоверений. По требованию субъекта проверки должностные лица Главгосстройнадзора Московской области обязаны представить информацию о Главгосстройнадзоре Московской области, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения ими своих полномочий (если они привлекаются).

По просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя субъекта проверки, должностные лица Главгосстройнадзора Московской области обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с Регламентом и порядком проведения мероприятий по надзору на объектах, используемых субъектами проверки при осуществлении деятельности.

Основанием для начала проведения проверки в рамках программы проверок является:

а) утвержденная программа проведения проверок;

б) издание распоряжения Главгосстройнадзора Московской области о проведении проверки.

Программа проведения проверок разрабатывается ответственным должностным лицом Главгосстройнадзора Московской области и утверждается начальником ОНЗС с учетом конструктивных и иных особенностей объекта капитального строительства и выполнения работ по его строительству, реконструкции, условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями проектной документации.

Оригинал программы проведения проверок остается в деле поднадзорного объекта. Сканированная копия программы проведения проверок направляется застройщику или техническому заказчику в течение 7 (семи) рабочих дней в электронной форме через РПГУ в личный кабинет.

В программе проведения проверок на основании данных, указанных в извещении о начале строительства, реконструкции, указываются следующие сведения:

1) сведения о субъекте надзора;

2) сведения об объекте надзора;

3) наименование работ, подлежащих проверке, определяемых в соответствии с проектом организации строительства объекта капитального строительства;

4) предмет каждой проверки;

5) примерные даты проведения каждой проверки, определяемые на основании данных проекта организации строительства и календарными сроками, указанными застройщиком или техническим заказчиком в извещении о начале строительства, реконструкции;

6) ориентировочные затраты времени должностных лиц Главгосстройнадзора Московской области на проведение каждой проверки;

7) документы, подлежащие представлению при проведении проверок, предусмотренных программой проведения проверок;

8) должностные лица или работники застройщика, технического заказчика либо лица, осуществляющего строительство, присутствие которых при проведении проверок, предусмотренных программой проведения проверок, является обязательным.

Программа проверок предусматривает:

1) 10 (десять) проверок по программе проверок на многоквартирные жилые дома;

2) 7 (семь) проверок по программе проверок на следующие объекты капитального строительства:

а) на объекты инженерной инфраструктуры (котельные, очистные сооружения, газораспределительные подстанции, трансформаторные подстанции, водозаборные узлы);

б) на административные, торгово-административные здания, объекты аграрно-промышленного комплекса, заводы, цеха, линии по производству;

в) на объекты социальной инфраструктуры (образовательные учреждения, объекты здравоохранения, культуры, искусства, науки, спортивные сооружения, культовые здания);

3) 5 (пять) проверок по программе проверок на линейные объекты.

Субъекты проверок уведомляются Главгосстройнадзором Московской области о проведении проверки по программе проверок не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения Главгосстройнадзора Московской области о проведении проверки по программе проверок заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, являющихся субъектами надзора, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, являющимися субъектами надзора, в Главгосстройнадзор Московской области, или путем личного вручения под роспись.

Уведомление о проведении проверки направляется по месту нахождения (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) или по месту жительства/пребывания (для физических лиц) субъекта надзора. В случае проверки деятельности юридического лица, вытекающей из деятельности филиала/представительства, уведомляется также руководитель филиала, представительства по месту нахождения филиала/представительства.

В случае, если между Главгосстройнадзором Московской области и субъектом надзора заключено Соглашение об информационном взаимодействии, уведомление о проведении проверки направляется субъекту надзора в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через РПГУ либо на электронную почту, определенную Соглашением об информационном взаимодействии.

Субъекты надзора считаются также уведомленными надлежащим образом, если:

1) адресат отказался от получения телеграммы-уведомления и этот отказ зафиксирован организацией почтовой связи;

2) несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением телеграммы-уведомления, направленной должностными лицами Главгосстройнадзора Московской области в установленном порядке;

3) телеграмма-уведомление не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем организация почтовой связи уведомила Главгосстройнадзор Московской области;

4) телеграмма-уведомление вручена уполномоченному лицу филиала или представительства юридического лица (в случае направления телеграммы по адресу филиала или представительства);

5) телеграмма-уведомление вручена представителю субъекта надзора;

6) телеграмма-уведомление вручена лично индивидуальному предпринимателю, его законному представителю или совершеннолетнему лицу, проживающему совместно с ним, под расписку на подлежащем возврату в Главгосстройнадзор Московской области уведомлении о вручении либо ином документе с указанием даты вручения (в случае направления телеграммы по месту регистрации индивидуального предпринимателя);

7) уведомление о проведении проверки и (или) составлении протокола об административном правонарушении направлено субъекту надзора в рамках Соглашения об информационном взаимодействии через РПГУ либо на электронную почту, определенную Соглашением об информационном взаимодействии.

При получении от застройщика или технического заказчика извещения об изменении сроков окончания работ или этапов работ ответственным должностным лицом Главгосстройнадзора Московской области в течение 7 (семи) рабочих дней с даты регистрации такого извещения вносятся изменения в программу проведения проверок с указанием оснований для внесения изменений.

Измененная программа проведения проверок направляется застройщику или техническому заказчику в электронной форме через РПГУ в личный кабинет застройщика или технического заказчика по истечении 7 (семи) рабочих дней с даты подачи извещения об изменении сроков окончания работ или этапов работ.

При проведении проверки членов СРО ответственное должностное лицо Главгосстройнадзора Московской области не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до даты проведения проверки обязано направить в СРО уведомление о проведении проверки по форме любым доступным способом связи (нарочно, телеграммой, заказным письмом, по электронной почте и т.д.) в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении проверки.

В случае выявления нарушений членами СРО обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, ответственное должностное лицо Главгосстройнадзора Московской области обязано в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня окончания проведения проверки направить в СРО любым доступным способом связи (нарочно, телеграммой, заказным письмом, по электронной почте и т.д.) уведомление о выявленных нарушениях.

Проверка по программе проверок проводится в виде выездной проверки.

Организация внеплановых проверок

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

1) истечение срока исполнения субъектами надзора ранее выданного предписания;

2) мотивированное представление должностного лица Главгосстройнадзора Московской области по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, по итогам рассмотрения или предварительной проверки поступивших в Главгосстройнадзор Московской области обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3) распоряжение начальника (либо первого заместителя, заместителя начальника) Главгосстройнадзора Московской области, изданное в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

О проведении внеплановой проверки издается распоряжение начальника (либо первого заместителя, заместителя начальника) Главгосстройнадзора Московской области о проведении внеплановой проверки в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141.

Внеплановая выездная проверка субъектов проверки проводится после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких субъектов проверки в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 294-ФЗ.

В день подписания распоряжения начальника (либо первого заместителя, заместителя начальника) Главгосстройнадзора Московской области о проведении внеплановой выездной проверки должностное лицо Управления надзора за строительством в целях согласования ее проведения с прокуратурой представляет либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности субъекта проверки заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К данному заявлению прилагаются копия распоряжения Главгосстройнадзора Московской области о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием для ее проведения.

Перед началом проверки, но не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до ее проведения должностное лицо Главгосстройнадзора Московской области уведомляет субъект надзора о проведении проверки посредством направления копии распоряжения начальника (либо его первого заместителя, заместителя) Главгосстройнадзора о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

В случаях, установленных Федеральным законом № 294-ФЗ, о проведении внеплановой проверки юридическое лицо и индивидуальный предприниматель уведомляется должностными лицами Главгосстройнадзора Московской области не менее чем за 24 (двадцать четыре) часа до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения начальника (либо первого заместителя, заместителя начальника) Главгосстройнадзора Московской области о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты субъекта проверки, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, являющимися субъектами надзора, в Главгосстройнадзор Московской области, или иным доступным способом.

В случае, если между Главгосстройнадзором Московской области и субъектом надзора заключено Соглашение об информационном взаимодействии, уведомление о проведении проверки направляется субъекту надзора в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через РПГУ либо на электронную почту, определенную Соглашением об информационном взаимодействии.

При проведении проверки членов СРО ответственное должностное лицо Главгосстройнадзора Московской области не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до даты проведения проверки обязано направить в СРО уведомление о проведении проверки любым доступным способом связи (нарочно, телеграммой, заказным письмом, по электронной почте и т.д.) в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении проверки.

В случае выявления нарушений членами СРО обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, ответственное должностное лицо Главгосстройнадзора Московской области обязано в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня окончания проведения проверки направить в СРО любым доступным способом связи (нарочно, телеграммой, заказным письмом, по электронной почте и т.д.) уведомление о выявленных нарушениях.

В случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения субъектами проверки предписания, предметом такой проверки является исполнение выданного органом государственного надзора предписания.

Внеплановая проверка проводится в виде документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.

Данные о внеплановых проверках размещаются в ФГИС «Единый реестр проверок» в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415.

Частью 1.1 ст. 26.2 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Особенности осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора) установлены Постановлением № 438, которым расширен круг лиц, в отношении которых применяются особенности при проведении проверок в 2020 году, указанные особенности применяются ко всем юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а не только в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пп. «е» п. 1 Постановления № 438 в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут проводиться внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания при поступлении в орган государственного контроля (надзора) ходатайства от юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении проверки в целях признания предписания исполненным.

На основании п. 6 Постановления № 438 названные проверки проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. Выезд должностных лиц при проведении указанных проверок, не допускается.

Также, Правительством Российской Федерации установлены особенности применения разрешительных режимов Постановлением № 440.

Пунктом 3 приложения № 3 к Постановлению № 440 установлено, что оценка соответствия объектов капитального строительства в целях выдачи заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, проводится в виде выездных проверок исключительно по основанию, установленному пп. «а» п. 3 ч. 5 ст. 54 ГрК РФ, а также по извещению от застройщика (заказчика) об окончании строительства в соответствии с пп. «а» п. 2 ч. 5 ст. 54 ГрК РФ.

Принимая во внимание вышеизложенное, при осуществлении государственного строительного надзора, без согласования с органом прокуратуры в 2020 году могут проводиться внеплановые документарные проверки на основании поступившего извещения об устранении нарушений, в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, внеплановые проверки по программе проверок и по извещению об окончании строительства в целях оценки соответствия объекта капитального строительства требованиям проектной документации, а также с согласованием с органом прокуратуры проверки, основаниями для проведения которых являются, причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В период с 01.01.2020 по 30.06.2020 должностными лицами Управления надзора за строительством проведено:

2869 проверок объектов капитального строительства;

Проведено 5932 мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами на основании ст. 8.3 Федерального закона №294-ФЗ, в целях выявления и пресечения нарушений обязательных требований, а также заблаговременного получения сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований.

По результатам вышеуказанных проверок выявлено 5613 нарушений законодательства, из них 226 нарушений по обращениям граждан на портал «Добродел». По фактам выявленных нарушений оформлено 586 предписаний об устранении нарушений, составлено 757 протоколов об административных правонарушениях.

Ниже приводится статистика нарушений с учетом обращений граждан на портал «Добродел»:

1) Нарушения требований градостроительного законодательства, а именно: нарушения требований проектной документации в т.ч. в связи с передачей техническим заказчиком в производство работ проектной документации, не имеющей положительное заключение экспертизы проектной документации; неправильное и несвоевременное ведение исполнительной документации – всего 3134 (из них 63 по обращениям граждан);

2) Незаконное строительство – всего 69 (из них 39 по обращениям граждан)

3) Нарушения при организации строительства в части устройства ограждений стройплощадок и организации освещения – всего 153 (из них 51 по обращениям граждан);

4) Отсутствие при въезде на строительную площадку пункта мойки колес, информационных щитов со сведениями о лицах, осуществляющих строительство объекта – всего 109 (из них 33 по обращениям граждан);

5) Складирование в непредусмотренных стройгенпланом местах строительных материалов, конструкций и изделий на строительной площадке – всего 163 (из них 38 по обращениям граждан);

6) Ненадлежащее содержание прилегающих к объектам строительства территорий – всего 91 (из них 52 по обращениям граждан);

7) Ненадлежащее осуществление строительного контроля при осуществлении строительных работ со стороны технического заказчика и/или лица, осуществляющего строительство, всего – 830, в результате чего:

а) нарушалась технология производства работ - 729;

б) применялись некачественные строительные материалы - 101.

8) Нарушение правил прокладки временных электросетей – всего 107;

9) Проезды и проходы на территории строительной площадки, а также проходы к рабочим местам загромождаются строительным мусором – всего 272 (из них 4 по обращениям граждан);

10) Нарушение техники безопасности при работе на высоте – всего 289;

11) Нарушения в организации временных проходов и пешеходных галерей – всего 64 (из них 7 по обращениям граждан);

12) Отдельные блок-контейнеры, используемые в качестве бытовых помещений, располагались на территории строительной площадки в гораздо большом количестве вместо допустимых 10 штук, а также имело место допущение проживания людей в административно-бытовых помещениях на территории строительства - всего 68 (из них – 2 по обращениям граждан);

13) Нарушения в части пожарной безопасности во временных бытовых помещениях, а именно: применяются электросветильники без защитных колпаков; применяются электронагревательные приборы не заводского изготовления; электрические чайники и другие приборы не имеют подкладок из негорючих материалов; во временных бытовых помещениях отсутствует пожарная сигнализация и огнетушители; допускается сушка одежды на электронагревательных приборах; допускается разводка на скрутках временных электрических сетей в бытовых помещениях на скрутках – всего 264.

В силу наделения в августе 2018 года органов государственного строительного надзора полномочиями по проверке объектов капитального строительства, не указанных в ч. 1 ст. 54 ГрК РФ, на предмет наличия разрешения на строительство, соответствия параметров объектов параметрам, указанным в разрешении на строительство, и соблюдения требований правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, увеличилось количество дел об административном правонарушении, возбужденных по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ в отношении застройщиков таких объектов. Число дел, возбужденных по данному нарушению за 6 месяцев 2020 года, составило 69.

В отношении объектов, на которые выдача разрешения на строительство не требуется в результате проверки на предмет соблюдения требований правил землепользования и застройки, документации по планировке территории
в соответствии с ч. 6.2 ст. 54 ГрК РФ в органы местного самоуправления направляются уведомления о выявлении самовольной постройки без составления протокола по ч.1 ст. 9.5 КоАП РФ.

За отчетный период общее количество направленных уведомлений
в отношении проверенных в соответствии с ч. 1.1 ст. 54 ГрК РФ объектов капитального строительства составило 174.

Важно отметить, что Федеральным законом от 27.06.2019 № 151 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены значительные изменения в ГрК РФ, такие как:

В соответствии с ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ экспертиза проектной документации может не проводиться в отношении изменений, внесенных в проектную документацию получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, если такие изменения одновременно:

1) не затрагивают несущие строительные конструкции объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы;

2) не влекут за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования линейных объектов;

3) не приводят к нарушениям требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований государственной охраны объектов культурного наследия, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной безопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объекта;

4) соответствуют заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, а также результатам инженерных изысканий;

5) соответствуют установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений, принятом в отношении объекта капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в установленном порядке, стоимости строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, осуществляемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3.9 ст. 49 ГрК РФ оценка соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации (в том числе изменений, не предусмотренных ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ), требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий по решению застройщика или технического заказчика может осуществляться в форме экспертного сопровождения органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, которые подтверждают соответствие внесенных в проектную документацию изменений указанным в настоящей части требованиям.

В соответствии с ч. 3.10 ст. 49 ГрК РФ предусмотрено, что в случае внесения в ходе экспертного сопровождения изменений в проектную документацию, требующих проведения экспертизы проектной документации, орган исполнительной власти или организация, проводившие экспертизу проектной документации, по итогам внесения этих изменений в данную проектную документацию в целях получения застройщиком или техническим заказчиком указанного в п. 9 ч. 3 ст. 55 ГрК РФ заключения выдает с учетом всех этих изменений заключение экспертизы проектной документации, сведения о котором подлежат включению в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства в соответствии с ч. 7.1 ст. 49 ГрК РФ. При этом дополнительное направление проектной документации на проведение экспертизы проектной документации не требуется.

В соответствии с ч. 3.11 ст. 49 ГрК РФ порядок предусмотренного ч. 3.9 и 3.10 ст. 49 ГрК РФ экспертного сопровождения, выдачи заключения экспертизы проектной документации, а также порядок подтверждения в ходе экспертного сопровождения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 15 ст. 48 ГрК РФ проектная документация, а также изменения, внесенные в нее в соответствии с ч. 3.8 и 3.9 ст. 49 ГрК РФ, утверждаются застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. В случаях, предусмотренных ст. 49 ГрК РФ, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 15.2 и 15.3 ст. 48 ГрК РФ.

В соответствии с ч. 15.2 ст. 48 ГрК РФ застройщик или технический заказчик вправе утвердить изменения, внесенные в проектную документацию в соответствии с ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ, при наличии подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ, предоставленного лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, утвержденного привлеченным этим лицом в соответствии с ГрК РФ специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта.

В соответствиис ч. 15.3 ст. 48 ГрК РФ предусмотрено, что в случае утверждения застройщиком или техническим заказчиком изменений, внесенных в проектную документацию в соответствии с ч. 3.9 ст. ГрК РФ, такие изменения утверждаются застройщиком или техническим заказчиком при наличии указанного в ч. 3.9 ст. 49 ГрК РФ и предоставленного органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу данной проектной документации, в ходе экспертного сопровождения подтверждения соответствия вносимых в данную проектную документацию изменений требованиям, указанным в ч. 3.9 ст. 49 ГрК РФ, и (или) положительного заключения экспертизы проектной документации, выданного в соответствии с ч. 3.11 ст. 49 ГрК РФ.

В соответствии с ч. 15.4 ст. 48 ГрК РФ внесение указанных в ч. 15.2 и 15.3 настоящей ст. 48 ГрК РФ изменений в проектную документацию после получения заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации не допускается в случае, если при строительстве, реконструкции такого объекта капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с ГрК РФ.

В связи с несоблюдением вышеуказанных требований, в административной практике Главгосстройнадзора Московской области отмечаются нарушения, связанные с выполнением строительных работ на основании должным образом не утвержденной после внесения изменений проектной документации, либо на основании изменённой проектной документации, когда соблюдение ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ при внесении изменений не подтверждено главным инженером проекта, либо изменения подтверждаются не должным лицом.

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разработан и размещен на сайте (http://minstroyrf.ru/docs/18761/) порядок подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, изменений требованиям, указанным в ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ.

Порядок осуществления экспертного сопровождения в соответствии с ч. 3.9 ст. 49 ГрК РФ установлен Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 №145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».

В соответствии с п. 14 постановления Губернатора Московской области
от 12.03.2020 № 108-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области» (в редакции постановления от 30.06.2020
№ 306-ПГ) (далее – Постановление № 108-ПГ) организации, осуществляющие выполнение строительных работ, деятельность которых ранее была приостановлена в соответствии с Постановлением № 108-ПГ, с 18.05.2020 имеют право возобновить строительство, направив в Главгосстройнадзор Московской области управление уведомление о готовности объекта к возобновлению работ и соблюдению требований Стандарта организации работы на строительных площадках в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденного распоряжением заместителя Председателя Правительства Московской области (далее – Стандарт).

Стандарт обеспечивает создания безопасных условий труда при проведении строительных работ при соблюдении ряда профилактических мер, таких как: доступ на строительную площадку (в том числе пропускной режим и контроль температуры прибывающих работников, исключение доступа посторонних лиц и разобщение бригад по графику), контроль состояния здоровья работников (в том числе организация медицинского пункта, осмотр работников на предмет наличия признаков ОРВИ, ведение соответствующих журналов), обеспечение личной гигиены работников и дезинфекции помещений (в том числе регулярная дезинфекция инструмента и контактных поверхностей, организация места для мытья и дезинфекции рук, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, мероприятия по сбору использованных СИЗ), организация рабочего процесса (в том числе разработка графиков поставки строительных материалов, графика производства работ, схем передвижения работников с целью минимизации контакта между бригадами и работниками внутри бригад), разобщение работников при организации питания, использовании мест общего пользования.

В соответствии с п. 28 Постановления № 108-ПГ организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим строительство, в отношении которых решениями Президента Российской Федерации и (или) Постановлением № 108-ПГ не был установлен запрет на их посещение гражданами, в целях продолжения строительства также необходимо обеспечить соблюдение требований Стандарта.

В соответствии с п. 4.16 Стандарта при принятии решения о возобновлении строительных работ, необходимо обеспечить тестирование на COVID-2019 не менее 10 процентов работников, находящихся на строительной площадке, с обязательным охватом каждой бригады, а после возобновления работ – тестирование на COVID-2019 не менее 10 процентов рабочих не реже одного раза в неделю. При выявлении признаков заболевания или положительного теста у рабочего бригады, изолируется вся бригада и незамедлительно проводится ее тестирование. Результаты тестирования заносятся в журнал учета тестирования работников на COVID-2019.

В случае выявления при проверках нарушений требований Постановления № 108-ПГ или Стандарта Главгосстройнадзором Московской области возбуждаются дела об административных правонарушениях по ст. 20.6.1 КоАП РФ. На сегодня возбуждено 30 таких дел. Рассмотрение дел, возбуждённых Главосстройнадзором Московской области по данной статье, осуществляется районными судами.